Нигде время так не бежит, как в России: в тюрьме, говорят, оно бежит еще скорее. (с)
Даже не знаю с чего начать. На дворе два часа ночи, порядочные люди давно спят, порядочные студенты - отдыхают от учебы, а я... А я не знаю как рассказать о потрясении. Сопли о романе "Мартен Иден"Начнем с того, что у меня есть десять произведений прям дико-дико необходимых к прочтению. Перечислять их не буду, скажу лишь, что описание их преподавателем не вдохновило на чтение. Но норма есть норма и выполнять ее нужно. Так что приехали мы с вокзала и решили изобразить прилежного студента. Открыли список, ужаснулись и ткнули в Джека Лондона и его "Мартена Идена" ибо автора когда-то в далеком детстве читали, а что именно читали - и не вспомнить уже. Итак. Роман открыт и начинается самое интересное - чтение. Первая глава сразу же нас ставит ситуацию в которой мы вместе с главным героем оказывается в смятении : "о чем говорят эти люди?", "нет ли перед Иденом еще одного романа, а то фиг разберешь кто такой Артур и что за девушка - Руфь?", "а кто они вообще? муж-жена-кузен-брат?". (правда он в смятении иного плана, чем мы) Начало романа скучное, если честно. Читаешь эти описания и думаешь, что еще читать и читать эту скукотищу до конца. А в какой момент буквы полетели перед глазами, словно колеса поезда - не знаю. Знаю лишь то, что это чертовски правильное произведение. Главный герой - бедняк, моряк, выглядящий как варвар. Не знаю как всем остальным героям, но для меня он был воплощением дикарской красоты. ГГ влюбляется в девочку-цветочек из высшего общества, боится на нее дышать, на это общество едва ли не молится (о, кто бы знал как он меня раздражал, как хотелось сказать ему, что те кварталы в которых живет и вырос гораздо честнее и правдивей того общества где он все принимал за монету, как же он бесил-бесил-бесил своим презрением к окружающему после того как узнал "высший свет") А дальше. Дальше история того как Лондон довел меня до слез. Цветочек наш - Синий чулок, считающий что он знает больше этого мужлана. Цветочек учит варвара жизни. Комнатное растение рассказывает бродячему псу о жизни! Не смешно ли? А чертов варвар учится. Осознает свою необразованность и учится. Покупает на гроши словарь и учит десятками новые, незнакомые для него слова. Читает поэзию и восхищается музыкой. Он пытается разобраться в математике, в которой ни черта не смыслит, но пытается. Хочет знать этикет и путается в нем с непривычки. А еще - он совершенно не знает с чего начинать! Он приходит в библиотеку и теряется в ней. За каждым непонятным словом он лезет в словарь, путается, разбирается снова. Спит по пять часов, ненавидя сон, который отнимает у него жизнь. Он учится грамматике, следит за речью, узнает биологию и физику, пытается разобраться в философии. Цветочек же лелеет мечту сделать из него "человека". Он уходит в море и читает там в перерывах между работой. Чтобы остаться в городе он нанимается в прачечную, где работа уматывает его так, что буквы перестают иметь значение. Тяжелая работа превращает нас в безвольных волов и толкает к алкоголю - ГГ говорит что-то похожее и увольняется. Он пишет и отправляет свои работы в журналы, тратя на марки и конверты свои последние деньги. Он не сдается. Черт бы его побрал! Он не сдается! Цветочек говорит, что это глупости, что лучше бы он клерком пошел работать. Муж его сестры трясет с него деньги за газ, который тратится на ночное чтение. Сестра его считает больным. Он переезжает в свою квартиру (снимает комнату, ессно). Выясняет отношения с цветочком и любофф-любофф-любофф. Родители цветочка - против, но впервые глупый цветочек им перечит. Он просит у нее лишь два года на то, чтобы встать на ноги и обеспечить ее. Родители приводят в дом молодых людей, чтобы она влюбилась в другого. Муж и второй сестры ненавидит ГГ за его ничегонеделание. Цветочек оказывается глуп - она мыслит стандартными, привитыми ей категориями, а он - свободно. Он все понял сам, и сам ищет смысл во всем. У него везде свое мнение, а она его считает варваром. Он вынужден голодать и закладывать вещи, а она считает ввалившиеся щеки романтичными. Он целый год живет впроголодь, иногда получая то пять долларов за текст, иногда десять, а иногда оказываясь напечатанным, но без гонорара. Черт. Я могу говорить о его проблемах долго, но важно лишь то, что в эти два года ему помогла немного лишь одна из сестер, да умирающий социалист-литератор ненавидящий журналы. Даже цветочек бросила его после одного скандала. Два года. Чертовы два года он не ломался под всеми проблемами и невзгодами, он преодолевал все, оставаясь собой - он горел любовью и жил ради нее. Да, он горел творчеством, но творчество его было не с целью славы, а возможностью обеспечить свою любовь, создать ей новые кустарные условия. Он упрямо принимал на свои плечи все, словно атлант, и шел вперед. Он был тем самым человеком на белом коне, о котором он сам же и говорил, упоминая Ницше. А она его предала, отказалась от его любви. Через пару месяцев он стал известным. У него разобрали все рукописи, платили бешеные деньги, ему начали присылать приглашения на обед. И черт. Я до сих пор не знаю чем он зацепил меня, этот Мартен Иден. Тем ли что он спрашивал себя "где были вы с вашими обедами, когда я так в них нуждался два месяца назад? Я ведь остался тем же. И работы эти были написаны именно тогда, когда был кругом должен". Или своей силой воли с которой он преодолевал все? Я не знаю, честно. Знаю лишь то, что больше Идена я люблю Бриссендена - того самого социалиста. Они оба умирают и оба больны. Бриссенден - физически, Иден - духовно. Они оба спокойно принимают смерть, в них нет жажды жизни. И они оба посмели иметь свою точку зрения на этот мир и это общество. Я не знаю к какому течению принадлежит этот текст - хочется провести параллель с "Оводом" Войнич, поскольку герой сильный, преодолевающий судьбу и социальное положение, но неоромантики славились тем, что их герои были сильны духовно и слабы/уродливы физически. Квотермейн был мелким с топорщащимися волосами и не выглядел никогда атлетом, Овод - имел заикание, хромал, переломана рука, о Стивенсонском Хайде и говорить нечего. Хотя, есть еще и Конан-Дойль. Хм... Холмс не был красавцем, к тому же был наркоманом. Но Челленджер...ах да, он же практически сравнивался с обезьяной. Да, все неоромантики имели такую тенденцию. Но бедственный внешний вид Идена - это лишь временное явление. Если бы главным героем был бы Бриссенден, то да, тут бы сомнений не было б - неоромантизм. Но, Иден ведь в итоге тоже болен... В-общем, впечатлений много, все они глупые, но поделиться не с кем - единственный человек с которым можно было бы это покинул наш скромный город и увижу я его лишь в конце мая.
Немного цитат "...всякий добрый старый немецкий философ после смерти попадает в Оксфорд"
"Мир принадлежит истинным аристократам, белокурым зверям, тем, кто не идет ни на какие компромиссы и всегда говорит только "да". "
"Лира, прочь! Я песню спел! Тихо песни отзвучали. Словно призраки печали, Утонули в светлой дали! Лира, прочь! Я песню спел!
Я когда-то пел под кленом, Пел в лесу темнозеленом, Я был счастлив, юн и смел, А теперь я петь не в силе, Слезы горло мне сдавили. Молча я бреду к могиле! Лира, прочь! Я песню спел!."